Американский гражданин индийского происхождения Ношир Говадия приговорен к 32 годам лишения свободы за продажу военных технологий Китаю.
Приговор Говадия был оглашен в федеральном суде на Гавайях. Он нарушил клятву верности своей стране , - заявила судья Сьюзан Оки Моллуэй. Она заметила, что осужденный продавал военные разработки за границу ради наживы. На сотрудничестве с иностранцами Говадия заработал в общей сложности 110 тысяч долларов. Ему приходилось платить по 15 тысяч долларов в месяц за купленный в рассрочку шикарный особняк с видом на океан.
Говадия были предъявлены обвинения по 17 пунктам, включая отмывание денег. Среди его клиентов кроме Китая упоминаются швейцарское правительство, немецкие и израильские бизнесмены.
Говадия, которому сейчас 66 лет, участвовал в разработке стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. В частности, он занимался разработкой сопел для реактивных двигателей, которые за счет сниженной температуры выхлопа делают самолет трудноуловимым датчиками тепла. Инженер работал над Northrop до 1986 года, а потом основал собственную консалтинговую фирму, которая, по версии обвинения, промышляла продажей секретов. Выяснилось, в частности, что несколько лет назад Говадия рассказывал о секретных стелсовских технологиях на аэродроме в китайском Чэнду - том самом аэродроме, где 11 января был проведен пробный полет китайского истребителя пятого поколения J-20.
На следующий день после вынесения приговора китайская пресса вспомнила о J-20, но в связи не столько с Говадией, сколько с ... натовскими бомбардировками Сербии в 1999 году. 27 марта 1999 года американский истребитель-невидимка F-117A Найтхок с бортовым номером 82-806 был сбит комплексом С-125 Печора . Как утверждает сегодня хорватский адмирал Давор Домазет-Лосо, который тогда был начальником штаба хорватской армии, китайские агенты буквально прочесывали территорию, где упал самолет, и выкупали у окрестных крестьян обломки . По словам адмирала, некоторые фрагменты были размером с небольшой автомобиль .
Газета Глобал таймс , дочернее предприятие Жэньминь жибао , а следом и сама Жэньминь жибао стали на защиту китайского приоритета в изготовлении J-20. Один из лучших китайских летчиков-испытателей Сюй Юйлин рассказал на страницах этих изданий, что с F-117 и воровать-то было нечего: его невидимая технология уже тогда считалась устаревшей, а J-20 - это совсем другое поколение. Он стоит вровень с новейшими стелсами - американским F-35 и российским Т-50. К тому же, по словам Сюя, по обломкам было