Лучшей гарантией успеха является обычно подстраховка, и потому любые действия желательно осуществлять с учетом всех возможных неприятностей со стороны противника или случайно подвернувшихся свидетелей. Отдельные приемы обеспечения безопасности (уход от слежки, выявление прослушивания...) упоминались нами ранее, а здесь мы разберем еще несколько встречающихся в практике стандартных ситуаций и некоторые меры, ориентированные на их прикрытие. Будут рассмотрены:
1. Общие правила прямого общения.
2. Использование телефона.
3. Организовывание встреч.
4. Уход на дно .
(1). Общие правила прямого общения
· стараться не вести информативные беседы открытым текстом на людной улице или в общественном транспорте;
· не следует упоминать в открытом разговоре подлинных фамилий, имен, общеизвестных прозвищ и адресов, а также не употреблять встревоживающую терминологию;
· использовать для обозначения отдельных действий кодовые наименования;
· самые тайные аспекты разговора (подлинные адреса, пароли, даты) пишутся на бумаге, которая затем уничтожается;
· необходимо ориентироваться в технических возможностях систем подслушивания и знать элементарные меры противодействия им (см. раздел о получении информации...);
· при подмечании одним из собеседников во время разговора чего-то настораживающего, партнер предупреждается особым словом ( атас ...) или же жестом (палец к губам...) и вся беседа переводится в нейтральное русло;
· если Вы знаете, что Вас подслушивают, информативные переговоры лучше не вести или использовать их для дезинформации;
· когда Вас по всей видимости слушают , а пообщаться все же надо, то пользуются условным языком, где безобидные предложения имеют совершенно другой смысл; используются также фразы, которые не следует учитывать (о них обычно сообщается каким-либо обговоренным жестом, к примеру, скрещиванием пальцев...), а зачастую и стандартные приемы (покашливание, вкладыши во рту...) затрудняющие опознание говорящего;
· когда необходимо обеспечить полную тайну общения в людном месте, используют методы условной (невербальной) связи, такие, как язык жестикуляции, телодвижений и жестов пальцами, а также коды опирающиеся на атрибутику одежды (разные положения головного убора, галстучного зажима, носового платка...) или на манипулирование подручными предметами (часами, сигаретами, ключами...).
(2). Использование телефона
А) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
· стараться обговаривать время чужих и собственных звонков и ограничивать частоту контактов;
· не злоупотреблять беседами по собственному телефону (учитывая что его могут прослушивать) и не давать другим без явной необходимости свой номер (зная, что по нему несложно выйти на Ваш адрес);
· учитывать, что слушать могут как весь телефонный разговор (при подключении на линии...), так и лишь то, о чем говорите Вы (заложенный жучок или соседка дверью...);
· полезно встроить в аппарат простейшую контрольку (фиксирующую падение напряжения...) на подключение к линии чужой аппаратуры;
· использовать АОН (автоматический определитель номера), а лучше бы анти-анти-АОН , чтобы не афишировать свой номер при вызовах других;
· не полагаться на надежность любых радиотелефонов;
· междугородние и прочие фиксируемые контакты лучше осуществлять с чужого номера по сотовому двойнику или радиоудлинителю (см. раздел о шантаже...), а также через непосредственное подключение к любой паре контактов в распределительном щите;
· для большей тайны переговоров можно задействовать шифраторы (хотя бы простенькие импровизированные инверсоры и скремблеры), хотя применение их способно резко стимулировать внимание других;
· не следует особо доверять защите посредством зашумления или подъема напряжения в линии ;
· если вы не хотите расшифровываться собеседнику, то можно попытаться изменить свой голос (посредством механических и электронных штучек либо простым покашливанием, вытягиванием и разведением губ, пережиманием носа...) и стилистический рисунок разговора (использованием жаргона....);
· не забывать, что иной раз прослушиваются и телефоны-автоматы, расположение которых легко вычисляется, как и всех прочих телефонов;
· если чужой звонок Вам нужен, но нет желания давать свои координаты, используется промежуточный - с автоответчиком или живым диспетчером , который может либо знать, либо не знать (односторонний вариант...) Ваш частный номер - телефон;
· в отдельных случаях возможно бессловесное использование телефона, когда один, а чаще несколько пустых звонков в некоем ритме являют некоторый код;
· конкретным сигналом иной раз может служить просто факт звонка определенного лица при самом пустяковом разговоре, а также кодовое упоминание неких имен при ошибке номером .
Б) ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
· не проводить деловые разговоры открытым текстом;
· не называть подлинных дат, фамилий, адресов;
· использовать кодовые наименования отдельных действий;
· пользоваться условным языком, в котором безобидные фразы имеют совершенно другой смысл;
· звонить только по необходимости, хотя возможен также вариант частых разговоров не по делу с одним и тем же человеком (тактика растворения информации ).
В) БЕСЕДА ПРИ ПОСТОРОННИХ:
· весь диалог ведет партнер, а Вы лишь говорите да или нет , чтобы рядом стоящие ни капельки не поняли и не узнали;
· о том, что рядом посторонние, сообщается открытым текстом или словесным кодом; беседу после этого должен вести партнер, которому не подобает задавать каких-либо вопросов, требующих развернутых ответов;
· когда имеется прямой контроль не очень дружественного лица, партнер предупреждается об этом обговоренной фразой-кодом (лучше в приветствии...), после чего весь разговор ведется в пустопорожнем либо в дезинформационном стиле;
· если один из собеседников считает, что телефон его прослушивают, он сразу же старается предупредить об этом звонящих ему посредством хорошо известной всем им фразы ( зубы болят ...) и разговор затем сворачивается в нейтральное русло.
Г) ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩИМ ТЕЛЕФОНОМ (В КВАРТИРЕ, НА РАБОТЕ...):
как можно менее использовать подобный телефон (в особенности - на прием ), если сие не связано с разыгрываемой ролью (диспетчер, агент по рекламе...);
· звонить на данный телефон должен один и тот же человек;
· стараться не звонить излишне поздно и слишком рано;
· при попытке посторонних идентифицировать голос звонящего ( Кто спрашивает? ...), ответить вежливо-нейтрально ( Сослуживец ...) и если вызываемого нет, тотчас прекратить дальнейшую беседу;
· в сущности, несложно сделать и отдельный телефон, используя, к примеру, кодовый разветвитель, так что при этом специфический набор общего номера надежно обеспечит вызов только лишь Вашего аппарата, нисколько не затрагивая соседний.